Гонорея, диагностика и лечение

Гонорея на сегодняшний день является распространённым инфекционным заболеванием, встречающаяся в различных возрастных категориях пациентов. Частота встречаемости не зависит от места проживания, но, как правило, массово выявляется в социально неблагополучных регионах.

Болезнь вызвана попаданием в урогенитальный тракт гонорейного диплококка (Neiserria gonorrhoeae). Заражение возникает при сексуальных контактах, также известно свойство передачи от матери к плоду во время родов, реже встречается случаи заражения через предметы интимной гигиены, например полотенце.

Гонорея у мужчин

Инкубационный период длится до полутора недель (8-10 дней), симптомы в это время обычно отсутствуют.

Лечение гонореи у мужчин

У мужчин болезнь протекает в виде уретрита в связи с чем они обращаются к специалисту, описывая сильные рези, боль во время мочеиспускания. Характерным спутником гонореи выступает, так называемый, «симптом утренней капли» — гнойные, желто-зеленого цвета выделения из уретры, особенно при утреннем посещении туалета.

Лечение гонореи у женщин

Гонорея у женщин

У женщин наблюдаются схожие проявления (учащенное, болезненное мочеиспускание, выделения из цервикального канала), но, в следствие анатомо-физиологических особенностей женского организма, течение часто бывает без явных клинических признаков.

Если женщина на момент родов больна гонореей, есть высокая вероятность передачи инфекции ребенку, во время его прохождения через родовые пути. Развивающийся в результате гонорейный конъюнктивит носит специальное название — бленорея. Частым осложнением является потеря зрения.

Основная опасность гонореи состоит в том, что при отсутствии грамотного лечения у специалиста, болезнь имеет тенденцию к возникновению осложнений. Инфекция восходящим путем распространяется на органы малого таза, брюшной полости, вызывая серьезные патологические процессы, вплоть до развития гонококкового сепсиса. У мужчин диагностируется воспаление околоуретральной клетчатки, кавернозного тела полового члена, семенного бугорка, предстательной железы, яичек и их придатков. Часто в клинической практике приходится иметь дело с отдаленными последствиями болезни.

К сожалению, процесс воспаления пагубно отражается на эпителии мочеиспускательного канала, что в будущем приводит к его трансформации в рубцовую ткань — происходит сужение просвета уретры, возникает стриктура. Такие больные требуют обязательного лечения уролога. У женщин хроническая форма гонореи вызывает воспаление органов малого тала, представляя особую опасность при поражении придатков матки и яичников. В отсутствие своевременного лечения гонорея нередко приводит к бесплодию пациентов, как женского, так и мужского пола.

Диагностика гонореи

При возникновении симптомов гонореи необходимо немедленно обратится к врачу. Диагностика основывается на микроскопическом исследовании мазка из уретры или цервикального канала. В нем хорошо просматривается гонорейный диплококк — микробы расположены попарно, и имеют характерную форму кофейного зерна. Современным методам идентификации гонококков является ПЦР.

Для диагностики осложнений гонореи может применяется уретроскопия, исследование состояния предстательной железы и семенных пузырьков с микроскопией секрета, УЗИ органов мошонки и малого таза. Женщинам для диагностики осложнений проводится кольпоскопия, УЗИ органов малого таза с использованием влагалищного датчика, по показаниям ректоскопия.

Лечение гонореи

Опорным пунктом в лечении гонореи стоит назначение антибиотиков. Лечением неосложненной гонореи проводится в амбулаторных условиях. Лечение хронических форм, а так же с наличием любых осложнений должно проводится в стационаре. В этом случае к антибактериальной терапии может подключаться иммунотерапия, физиотерапевтическое и местное лечение.

Следует иметь в виду, что гонорея — опасное заболевание, и зачастую требует координированной работы ряда специалистов — дерматовенеролога, уролога, гинеколога. Рекомендуется проводить обследование постоянного партнера, даже при отсутствии у него симптомов.

Профилактика гонореи

Основной профилактики гонореи (как любых ЗППП) служит использование презерватива во время полового акта. Важно знать, что одевание и снятия средства контрацепции следует производит в гигиенических условиях (например ванной комнате), предварительно обработав кожу рук мылом.