Лобковый педикулез, симптомы и лечение

Заражение вшами носит название педикулез. Паразиты передаются при близком контакте с носителем, а также через предметы быта — расчески, шапки, одежду, постельное белье. Вши неспособны к прыжкам или полету. Диагностика основывается на обнаружении самих паразитов или их яиц — гнид.

Лобковый педикулез — симптомы и общая клиническая картина

Лобковый педикулез (фтириаз) — самая высоко заразная половая инфекция. Вероятность передачи лобковых вшей от больного партнера при однократном половом контакте — более 90%, для сравнения: аналогичные показатели для сифилиса и гонореи составляют 30%. Основное место поражения — зона лобка, но часто паразиты проникают и в область между ягодиц.

У лиц, с сильно развитым волосяным покровом, вши распространяются на верхнюю часть бедер, живот, грудь, подмышечные впадины, бороду. Известны случаи передачи вшей от взрослых на ресницы детям.

Большинство пациентов в первую очередь обращают внимание на кожный зуд. Многие отмечают ощущения ползанья в зоне лобка, но, не зная о заболевании, не ставят перед собой задачу обнаружения паразитов. У порядка 50% имеются признаки небольшого воспаления, в запущенных случаях развивается значительное распространение заболевания, с поражениям лимфоузлов.

Иногда в местах заражения и не только, на коже можно заметить серо-голубые пятна (макулы), диаметром от 1 до 2 см. Происхождение их неизвестно, но, по-видимому, это измененные пигменты крови.

лобковый педикулез

На фото представлена классическая картина лобкового педикулеза в запущенной форме, хорошо видны гниды. Пациент не подозревал о причине заболевания.

Диагноз фтириаз можно подозревать при жалобах на локальный зуд, без появления кожных высыпаний. Подтверждением служит обнаружение самих вшей или гнид. Иногда для этого используется специальная расческа, с частыми зубчиками. После проведения ей по зонам обитания паразитов следует микроскопическое исследование. Техника хорошо подходит для обследования больших групп пациентов, например в детских коллективах.

Лечение лобкового педикулеза

Применяются специальные лосьоны, шампуни на основе перметрина, малатиона, линадана и пр. под контролем наличия вшей или гнид методом расчесывания. Больному следует ограничить контакт с другими лицами, дома рекомендуется провести гигиеническую обработку предметов общего пользования (постельное белье, шапки и пр.).

К сожалению, часть гнид может иметь высокую толерантность к такого рода препаратам. Для их выведения применяются специальные расчески с частыми металлическими зубчиками.